Зачем кому-либо вообще использовать стили и чем они могут быть полезны? Что они вообще из себя представляют?
Есть две основные категории стилей в Scribus, которые вы увидите, если откроете диалоговое окно диспетчера стилей, выбрав пункт меню Правка > Стили. Первая — это Стили линий, которые мы обсудим в разделе Работа с линиями и стилями линий. Другой тип стилей применяется к текстовому макету и имеет два подтипа: стили абзацев и символьные стили. У каждого из них имеются значения по умолчанию. Эти значения по умолчанию частично зависят от параметров шрифта по умолчанию в меню Файл > Настроить Scribus > Инструменты выбора объектов для текстовых блоков, но вы также можете изменить стандартные стили здесь, в диспетчере стилей.
Стили абзацев применяются ко всему абзацу текста, как следует из названия, в то время как Символьные стили будут применены к набору символов, слов или даже абзацев независимо от параметров стилей этих абзацев. Ситуация становится ещё более запутанной, если учесть, что стиль абзаца всегда включает в своё определение стиль символов.
Причина использования стилей — вопрос удобства, а также лёгкости достижения соответствующего вида документа. Для новостной рассылки может быть важно всегда использовать точный набор параметров шрифта для заголовков, тела текста, боковых панелей и других элементов, которые могут содержаться в вашей рассылке. Ещё одно преимущество работы со стилями заключается в том, что если после их применения вы позже измените какой-либо стиль, все изменения автоматически применятся везде, где используется этот стиль. Кроме того, стили могут быть импортированы из других документов Scribus или скопированы и доработаны для использования в других целях. Наконец, если вы используете OpenOffice.org и сохраняете в формате ODT, вы можете импортировать и автоматически создавать любые стили в Scribus, которые, возможно, были созданы в Writer.
После этого краткого введения давайте попробуем создать некоторые стили абзацев.
![]() |
При открытии диалогового окна стилей оно может иметь вид, изображённый на снимке экрана, или более расширенный. Давайте представим, что мы хотим создать два стиля для информационного бюллетеня: один стиль для заголовков, другой — для основного текста. Мы хотим, чтобы заголовки выделялись из основного текста, а сам текст радовал глаз и имел удобочитаемый вид — мы не будем тратить время на разбор плюсов и минусов выбора определённого шрифта в различных ситуациях, поскольку на этот выбор могут влиять различные факторы. |
![]() |
|
Нажмите кнопку Создать и в выпадающем списке выберите Стиль абзаца. По умолчанию именем стиля будет являться Новый стиль. Вкладка Свойства будет активна сразу, и, как вы можете видеть, на ней имеются параметры для настройки различных атрибутов глифов, относящихся к взаимному расположению строк, других абзацев, полей и табуляторов, но нет ничего о самом шрифте. |
Мы не будем рассматривать те моменты, которые можно найти в разделе Работа с текстом, а сосредоточимся здесь на параметрах, которые не находятся в меню «Свойства текста».
Под настройками интерлиньяжа можно увидеть два счётчика для задания расстояний до и после абзаца, для которого используется данный стиль. Любое заданное расстояние будет добавлено к расстоянию, заданному для предыдущего или следующего абзацев.
Снизу от параметров вкладок находятся счётчики, управляющие отступами.
В левом верхнем углу задаётся отступ первой строки относительно левого поля абзаца (то есть отступ красной строки). Ввод отрицательного значения приведёт к появлению так называемого обратного абзацного отступа (или втяжки).
В левом нижнем углу мы устанавливаем отступ всего абзаца от других элементов блока (включая его границы), а также расстояние до левой границы текста в блоке, то есть левое поле абзаца, как только что упоминалось. Получить обратный абзацный отступ можно только тогда, когда это значение положительно, а абсолютная величина обратного абзацного отступа не может превышать это значение. Пример: если вы хотите получить обратный абзацный отступ величиной -15 пунктов, значение левого поля абзаца должно быть равно 15 или более пунктам.
Наконец, справа задаётся правое поле абзаца, аналогичное только что упомянутому левому отступу абзаца.
На картинке показан обратный абзацный отступ и дополнительное пространство над абзацами — обратите внимание, что это пространство отсутствует у первого абзаца в блоке. |
![]() |
Буквица — это увеличенная первая буква абзаца, перекрывающая две или более строки текста. Количество Строк должно являться целым числом. Расстояние до текста относится к пространству справа от увеличенного символа. Это расстояние может быть отрицательным, хотя полезность такого значения может казаться весьма ограниченной. Здесь мы видим примеры буквицы, где для верхнего и среднего абзацев значение расстояния до текста равно 0, а для нижнего — 10 пунктам. У среднего абзаца буквица занимает 3 строчки, а для усиления эффекта используется обратный абзацный отступ. Буквицы являются очень интересным визуальным эффектом, но не способствуют повышению удобочитаемости, поэтому в целом их следует использовать крайне осторожно. |
![]() |
Здесь мы видим вкладку стилей символов диспетчера стилей, где можно настроить различные атрибуты шрифта и модификации глифов. Почти у всех этих параметров имеются аналоги в меню «Свойства текста», подробнее о которых можно узнать в разделе Работа с текстом. Исключение составляет самый правый в ряду счётчиков сверху, расположенный рядом со счётчиком «Трекинг». Он задаёт стандартную ширину символа (глифа) пробела (имейте в виду, что пробел является глифом, в то время как табуляция не является). Данный параметр не влияет на пространство между всеми глифами, как это происходит с параметром трекинга. Если вы просто пытаетесь создать стиль символов, не связанный со стилем абзаца, то вы увидите только эту вкладку с её параметрами. Стили символов можно применить только в главном окне. Другими словами, применить стиль символов в Story Editor невозможно — только стиль абзаца со связанным с ним стилем символов. У стилей форматирования текста присутствует определённая иерархия, в соответствии с которой стиль символов переопределяет стиль абзацев, даже если последний был применён ко всему блоку (это можно сделать в режиме выбора объектов). Об этой иерархии также следует помнить в случае неудачных попыток применения стиля абзацев в Story Editor. |
![]() |
Если нажать на кнопку Импортировать в диалоговом окне диспетчера стилей, откроется окно выбора файла для импорта стиля. И хотя выбрать можно файл с любым расширением, импортировать стиль получится только из файлов программы Scribus. Далее можно будет выбрать типы стилей для импорта и убедиться в отсутствии конфликта имён. Переименование в этом диалоге происходит автоматически, но, конечно, вы можете и самостоятельно переименовать стиль после его импортирования в документ. Совет #1: вы можете создать пустые документы, содержащие набор стилей для последующего использования в других документах. Совет #2 (для тех, кто любит потрошить .sla-файлы): вы также обнаружите, что для целей импорта стиля вы можете удалить из файла всё, кроме следующих тегов: <?xml...> , <SCRIBUSUTF8NEW...>, <DOCUMENT....>, <STYLE.....> (сколько бы их ни было), </DOCUMENT> и </SCRIBUSUTF8NEW>, и при этом всё ещё иметь возможность импортировать стиль. Не пытайтесь, однако, открыть такой файл как документ. |
![]() |